ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ "КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" "Результаты обобщения и анализа правоприменительной практики"

"Результаты обобщения и анализа правоприменительной практики"

Комитет по тарифам Республики Алтай осуществляет государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность), газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд, на услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами.

Также Комитетом устанавливаются:

-         плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям коммунальной инфраструктуры;

-         розничные цены на газ, реализуемый населению и приравненным к ним потребителям;

-         цены на твердое и печное топливо;

-         предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

-         размеры оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.

При установлении органом регулирования цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги используются необходимая валовая выручка (далее НВВ) и расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в размере, необходимом для обеспечения нужд потребителей.

НВВ определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

В необходимую валовую выручку (НВВ) включаются планируемые на расчетный период регулирования:

  • производственные расходы

  • ремонтные расходы

  • административные расходы

  • сбытовые расходы

  • расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов

  • расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату

  • расходы, связанные с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей

  • нормативная прибыль;

  • расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации и прочее.

В составе производственных расходов учитываются:

а) расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение;

б) расходы на приобретаемые топливо, электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов (далее - энергетические ресурсы);

в) расходы на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг;

г) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала;

д) расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль;

е) общехозяйственные расходы;

ж) прочие производственные расходы.

В составе ремонтных расходов учитываются:

а) расходы на текущий ремонт;

б) расходы на капитальный ремонт;

в) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.

К административным расходам относятся:

а) расходы на оплату товаров, работ и (или) услуг, поставляемых и (или) выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг и другие расходы в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам;

б) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала;

в) арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;

г) расходы на служебные командировки;

д) расходы на обучение персонала;

е) расходы на обязательное страхование производственных объектов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

ж) прочие административные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

Сбытовые расходы включают расходы по сомнительным долгам в размере фактической дебиторской задолженности, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования тарифов только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Расходы на арендную плату и лизинговые платежи определяются в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа за имущество, являющееся основными производственными фондами, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом.

При расчете налога на прибыль регулируемой организации сумма амортизации основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Нормативная прибыль включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами регулируемых организаций;

б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы регулируемой организации, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 11 настоящего документа;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов.

Проблемы, возникающие при установлении тарифов

v   разрозненное нормативно-правовое регулирование в различных сферах деятельности, наличие пробелов в законодательстве. В части нормативно-правовых актов, регулирующих установление цен (тарифов), отсутствует порядок применения тарифов в переходный период (с момента наступления обязательств по предоставлению услуг до момента установления тарифа). По некоторым регулируемым видам деятельности отсутствуют методических указания и разъяснения по установлению тарифа (платы), например: пассажирские перевозки, твердое и печное топливо, задержанный транспорт, технический осмотр и прочее.

v   региональные особенности:

   - сложный (горный) рельеф – высокая стоимость строительно-монтажных работ и мероприятий по эксплуатации и техническому обслуживанию объектов коммунального комплекса;

   - отсутствие крупных промышленных потребителей – низкий полезный отпуск предприятий коммунальной сферы;

   - более 70% жителей проживает в сельской местности, характеризующейся низкой плотностью населения, часть сел в связи с особенностями рельефа местности являются;

   - высокая стоимость энергоресурсов (природный газ, уголь) и иных товаров, обусловленная дальностью транспортировки от мест добычи (производства);

v  значительный физический износ систем коммунальной инфраструктуры – увеличение расходов на содержание, снижение показателей надежности оказания коммунальных услуг;

v  недостаток квалифицированных кадров у РСО – наблюдается не только нехватка работников технических специальностей, но несоответствие обладаемых ими знаний и квалификации предъявляемым требованиям (дефицит рабочих с высокими разрядами).

v   

КОНТРОЛЬНО – НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА ПО ТАРИФАМ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

  1. Контроль за ценообразованием в области тарифов в сфере коммунальных услуг (воодостабжение, теплоснабжение, электроснабжение, твердые коммунальные отходы, пассажирские перевозки, технический осмотр, газоснабжение).

  2. Контроль за реализацией инвестиционных программ в сфере коммунальных услуг.

  3. Контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

4. Контроль за применением цен (тарифов).

СТАТЬИ КоАП РФ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ)

ü   ст.9.15 - Нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

ü   ч.10 ст. 9.16 - Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

ü   ст. 14.6 - Нарушение порядка ценообразования.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

ü   ч.5 ст. 19.5 - Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).

        влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

ü   ст. 19.7.1 - Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

ü   ч.1 ст. 19.8.1 - Непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Наиболее часто встречаемое административное правонарушение, совершаемое регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности, согласно статьи - 19.7.1. (Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)).

ПРИМИНЕНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

  1. Разработка, утверждение и размещение на официальном сайте Комитета перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного (регионального) контроля в сфере применения регулируемых цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

  2. Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере применения регулируемых цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним;

  3. Проведение семинаров и конференций, разъяснительной работы на сайте Комитета и иными способами по соблюдению обязательных требований в сфере применения регулируемых цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним;

  4. Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в случае изменения обязательных требований с учетом подготовленных комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие.

ПРИМИНЕНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

  1. Обобщение практики осуществления государственного (регионального контроля) в сфере применения регулируемых цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним и размещение на официальном сайте Комитета в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения нарушений;

  2. Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ;

  3. Публичные обсуждения правоприменительной практики.

Сотрудники Комитета приняли участие в Коллегии, которую проводило Министерство регионального развития Республики Алтай, по вопросам нововведений в тарифообразовании регулируемых организаций Республики Алтай.

Проведено совещание с регулируемыми организациями по вопросам нововведения в тарифообразовании на очередной период регулирования.

Комитетом проведено заседание Совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Главе Республики Алтай, Председателе Правительства Республики Алтай по рассмотрению отчетов по факту выполнения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, а также рассмотрение предложений о внесении изменений в инвестиционные программы субъектов электроэнергетики на текущий и последующие периоды регулирования, информация о котором освещена в СМИ.

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНИНИЯ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Статья КоАП РФ

I полугодие 2017 года

I полугодие 2018 года

%

ч. 1 ст. 19.7.1- Непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок

10 административных правонарушений.

6 административных правонарушений

-40

За период 1 полугодие 2017, 2018 годов иных правонарушений не выявлено.

 

НОВОВВЕДЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

  1. 1)постановление Правительства РФ от 4 декабря 2017 г. № 1468 (котел на два субъекта РФ (ставки единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в целях обеспечения их равенства для всех потребителей услуг, расположенных на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), при наличии согласования между высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации);

  2. 2)постановление Правительства РФ от 29.10.2014 N 1116 - с 1 октября 2017 г. в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, Плата за ТП включает в себя только затраты на организационно-технические мероприятия сетевой организации;

  3. 3)приказ ФАС России от 21.11.2017 N 1554/17 «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов» (в основе расчета сбытовой надбавки положен эталонный принцип). С июля 2018 года будут действовать тарифы с применением этого механизма для энергосбытовых компаний. В республике Алтай переход на необходимую валовую выручку сформированную по принципу эталонных затрат будет осуществляться поэтапно в течение 2018-2020 годов. Особенностями нового метода являются: операционные затраты формируются с использованием утвержденных ФАС России «эталонов», формируемых на точку поставки элеткроэнергии; появляется новая составляющая в НВВ — прибыль гарантирующего поставщика;

  4. 4)приказ ФАС России от 29.08.2017 г. № 1135/17 «Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям». Новой методикой предусмотрены:

  5. порядок расчета стандартизированных тарифных ставок за технологическое присоединение единых для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации;

  6. установление стандартизированной тарифной ставки С1 (руб. за одно присоединение) в разбивке по двум ставкам (ранее стандартизированная тарифная ставка утверждалась в (руб./кВт) в разбивке по четырем ставкам);

  7. предусмотрен расчёт стандартизированных тарифных ставок на строительство воздушных и кабельных линий электропередачи; пунктов секционирования (реклоузеров, распределительных пунктов, переключательных пунктов); трансформаторных подстанций (ТП); подстанций уровнем напряжения 35 кВ и выше (ПС) на основании сводной информации, представленной территориальными сетевыми организациями, то есть фактических данных о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства, длине линий, объемах максимальной мощности всех построенных объектов и утверждение стандартизированных тарифных ставок в ценах периода регулирования.

Действовавшими ранее методическими указаниями предусматривалось утверждение стандартизированных тарифных ставок на строительство воздушных и кабельных линий электропередачи, а также на строительство подстанций в ценах 2001 и приведение к ценам регулируемого периода с применением индекса изменения сметной стоимости по строительно-монтажным работам, на квартал, предшествующий кварталу, в котором рассчитывается плата за технологическое присоединение.

В КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

  1. 1)Федеральный закон от 28.12.2016 г. № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - запущен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019. Таким образом, устанавливается переходный период, позволяющий субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, при которой обращение с твердыми коммунальными отходами может осуществляться только по договорам с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор). При этом субъектам Российской Федерации необходимо:

ü  не позднее 1 мая 2018 года - заключить соглашения с региональными операторами;

ü  до 1 июля 2018 года - обеспечить направление предложений об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в орган регулирования;

ü  не позднее 1 января 2019 года - обеспечить наступление обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

  1. 2)Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» - дополнены особенности правового регулирования в ценовых зонах теплоснабжения. Дополнены особенности правового регулирования в ценовых зонах теплоснабжения.

К ценовым зонам теплоснабжения могут быть отнесены поселение, городской округ, соответствующие следующим критериям:

1) наличие утвержденной схемы теплоснабжения поселения, городского округа;

2) пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения, составляют источники тепловой энергии, функционирующие в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

3) наличие совместного обращения в Правительство Российской Федерации об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения от исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и единой теплоснабжающей организации (нескольких единых теплоснабжающих организаций), в зоне деятельности которой находятся источники тепловой энергии, суммарная установленная мощность которых составляет пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения поселения, городского округа. Совместное обращение об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения включает в себя в том числе обязательства единой теплоснабжающей организации и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по исполнению соответствующих обязательств, установленных для них частями 14 - 18 статьи 23.13 настоящего Федерального закона;

4) наличие согласия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на отнесение поселения, городского округа, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, к ценовой зоне теплоснабжения.

После 1 июля 2018 года Правительство Российской Федерации вправе принять решение об отнесении иных поселений, городских округов к ценовым зонам теплоснабжения при условии их соответствия критериям, указанным в пунктах 1, 3 и 4 части 1.

При переходе на ценовые зоны:

  1. ЕТО становится центром ответственности в системе теплоснабжения;

  2. Регулируется предельный уровень цены (на территориях, где предельный тариф выше действующего осуществляется постепенный рост тарифов до уровня предельного, на территориях где предельный тариф ниже действующего осуществляется «заморозка» тарифов)

  3. Переход на договорные отношения

  4. Финансовая ответственность ЕТО за надежность и качество

Также, в ценовых зонах теплоснабжения инвестиционная программа в отношении деятельности по подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения не разрабатывается и не утверждается

  1. 3)постановление Правительства РФ от 05.07.2013 г. № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования», постановление Правительства РФ от 17.01.2013 г. № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водлоснабжения и водоотведения» - изменения в части предоставления новых форм в формате шаблонов ЕИАС и сроков их предоставления посредством системы ЕИАС.

Стандарты раскрытия информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (изменения вступают в силу с 1 октября 2018 года):

1)      регулируемыми организациями информация раскрывается путем размещения в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - информационно-аналитическая система) напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем

2)      размещение информации в информационно-аналитической системе осуществляется в соответствии с формами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Стандарты раскрытия информации в сфере водоотведения (изменения, которые вступают в силу с 1 января 2019 года):

"е) о результатах технического обследования централизованных систем водоотведения, в том числе о фактических значениях показателей технико-экономического состояния централизованных систем водоотведения, включая значения показателей физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоотведения;

ж) о нормативах допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, установленных для объектов централизованных систем водоотведения, эксплуатируемых регулируемой организацией, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды (о лимитах на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, установленных для объектов централизованных систем водоотведения, эксплуатируемых регулируемой организацией, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды);

з) о показателях эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями регулируемых организаций.";